M1Solutions

The Art and Science of Assets
Более 15 лет специалисты компании предоставляют услуги высокого качества для инвесторов и пользователей коммерческой недвижимости на российском рынке. В 2006 г. была образована брокерская компания Retail Row. В качестве основной специализации компании был выбран брокеридж торговой недвижимости. В 2007 г. компания расширила ассортимент услуг для собственников и пользователей недвижимости, оказывая консультационные и брокерские услуги на рынке офисной и торговой недвижимости. В 2009 году ассортимент услуг компании пополнился брокериджем и консультационными услугами в отношении складской и производственной недвижимости. Компания вывела на рынок принципиально новую услугу для собственников недвижимости - независимый комплексный аудит объектов коммерческой недвижимости. В 2012 году управление и девелопмент коммерческой недвижимости, услуги комплексного аудита и инвестиционного брокериджа были выведены в специально созданную для этих целей компанию M1 Solutions.

Последние новости

Наверх

Эпидемия эвакуаций

Телефонный терроризм.

Эпидемия эвакуаций

Торгово-развлекательные центры Петербурга в 2015 году подверглись массированным атакам телефонных террористов. Количество эвакуаций ТРК из-за ложных телефонных звонков о заложенных взрывных устройствах в концу года приблизилось к сотне, а совокупные потери рынка превысили 500 млн рублей. Прошлый год

 

войдет в историю петербургского рынка коммерческой недвижимости как период эпидемии телефонного терроризма. Так, начиная с марта рынок то и дело накрывали массовые эвакуации посетителей ТРК. По разным подсчетам, количество звонков о лжеминированиях торгово- развлекательных центров приблизилось к сотне. От рук злоумышленников пострадали практически все крупные собственники торговой недвижимости: волна эвакуаций затронула объекты Fort Group, холдинга «Адамант», фонда Morgan Stanley Real Estate, IKEA, холдинга «Ташир», «Джи Си Девелопмент Груп» и других собственников коммерческой недвижимости в Петербурге.

 

Как сообщили BG в ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, по данным фактам полицией Санкт-Петербурга возбуждены уголовные дела по статье 207 УК России и осуществляется предварительное расследование.

 

Затратная тревога

 

Совокупные потери торговых центров от звонков о лжеминированиях и последующих эвакуаций, по оценкам экспертов рынка, были весьма существенными и превысили 500 млн рублей.

 

Анна Никандрова, региональный директор департамента торговой недвижимости компании Colliers International в России, отмечает, что в первую очередь пострадали арендаторы комплексов, которые лишились части дневной выручки в связи с принимаемыми мерами предосторожности. По разным оценкам, совокупные потери за одну эвакуацию могли достигать от 5 до 10 млн рублей.

 

Максим Левченко, управляющий партнер «Форт Групп», говорит, что собственники ТРК также понесли убытки. «Управляющая компания получает доход от процента с оборота арендаторов торгового комплекса. Из-за звонков о минировании и последующей эвакуации пострадал товарооборот арендаторов, соответственно, наш доход тоже сократился. Потери от одной эвакуации составляли приблизительно 1 млн рублей», — поясняет господин Левченко.

 

«Потери пока не считали, так как нужды в этом не было. Верю, что виновные будут найдены. Тогда мы и подсчитаем убытки», — сообщил Дилявер Меметов, председатель совета директоров холдинга «Адамант».

 

В администрации ТРЦ «Питерлэнд» сообщили, что арендаторы (в особенности аквапарк) понесли ощутимые материальные потери в результате эвакуации, которые составили около 1 млн рублей.

 

По словам Марата Манасяна, генерального директора компании M1Solutions, при регулярном получении сообщений о минированиях репутация торгового комплекса может серьезно пострадать. «Люди всегда в первую очередь беспокоятся о своей безопасности, а постоянные случаи эвакуации могут натолкнуть на мысль, что угроза для посетителей может быть реальной — вне зависимости от качества работы службы безопасности ТЦ. А с учетом последних мировых событий сообщения о минировании вызовут больший общественный резонанс, нежели в относительно спокойное время», — рассуждает господин Манасян.

 

Поскольку реакция управляющих компаний на подобные звонки была достаточно оперативной с точки зрения проверки объектов и возврата комплексов к стандартному режиму работы, то говорить о серьезных репутационных рисках не пришлось, считает госпожа Никандрова. «Конечно, подобные форс-мажоры, вызывали неудобство как у покупателей в магазинах, так и у посетителей ресторанов и развлечений. Изредка возникали ситуации, когда посетители могли отказываться от бронирования ресторанов для запланированных мероприятий, чтобы избежать возможной эвакуации из торгового центра», — рассказывает эксперт.

 

Анна Скокова, глава отдела аренды МТВК «Гринвуд», добавляет, что ситуация осложнялась тем, что звонки осуществлялись в вечерние часы, когда количество посетителей максимально. «Теряли выручку кафе и рестораны, которые не успевали рассчитать клиентов при немедленной эвакуации. Кинотеатрам приходилось возвращать деньги за билеты», — констатирует госпожа Скокова.

 

По оценкам Максима Макшанова, генерального директора ООО «Кофе Сэт» (сеть Coffeeshop Company), из-за минирований ТРЦ в Петербурге кофейни недополучили 20% выручки.

 

«Управляющие компании учли этот фактор и внесли изменения в условия аренды. В целом, несмотря на трудный период, связанный с минированием, мы удовлетворены результатами переговоров с управляющими компаниями», — поделился господин Макшанов.

 

Роман Ротблат, руководитель группы компаний «Буду мамой», рассказал, что падение продаж сети в торговых центрах, подвергшихся минированию, составило 30-40%. «Переговоры с собственниками торговых центров о пересмотре арендных платежей не увенчались успехом. Случаи были квалифицированны как форс-мажор, и ни на какие компенсации арендаторы рассчитывать не смогли. Вопрос съезда из данных ТЦ мы не рассматривали из-за штрафных санкций, прописанных в договоре аренды», — пояснил господин Ротблат.

 

По оценкам Максима Левченко, посещаемость торговых центров в период звонков о ложных минированиях локально снизилась примерно на 5-10%, но довольно быстро вернулась к прежним показателям.

 

Украинский след или конкурентная война?

 

Природа массовых звонков о лжеминированиях до сих пор до конца не понятна. Согласно одной из бытующих версий, злоумышленники находятся на Украине, в Харькове, и являются активистами некоей Dillinger Team, целью которой является получение денег с представителей крупного бизнеса. По другой версии, такие звонки могут быть средством конкурентной войны.

 

«Исходя из принципа «ищите того, кому это выгодно», нетрудно предположить что конкуренты могут «минировать» друг друга, однако заигрывание с законом может иметь для «шутников» самые суровые последствия, вплоть до уголовной ответственности, особенно если имел место предварительный сговор группы лиц», — делится мнением Александр Арский, доцент кафедры «Маркетинг и логистика» Финансового университета при правительстве Российской Федерации.

 

Дилявер Меметов считает, что природа таких звонков и мотивы преступников могут быть разными. «Возможно все: от возросшего уровня шизофрении в обществе до банальной жажды наживы неких лиц», — прокомментировал господин Меметов.

 

По мнению Максима Левченко, версия о том, что звонки о лжеминировании торговых центров могут быть инструментом конкурентной борьбы, несостоятельна, так как дестабилизация обстановки на и без того стагнирующем рынке никому не может быть выгодна.

 

«Как известно, звонки о минированиях торговых комплексов поступали с украинских номеров. Ситуация осложнялась тем, что для покупки сим-карты на Украине не нужен паспорт. Соответственно, отследить звонок и идентифицировать звонящих было сложно. Правоохранительные органы и наша служба безопасности объединились в борьбе со злоумышленниками, и вместе нам удалось прекратить продолжение этих противоправных действий со стороны злоумышленников с Украины. Если бы не текущая геополитическая обстановка и сложные отношения с Украиной, то эти киберпреступники были бы найдены за считаные дни. Расследование дел, насколько мне известно, продолжается. Но проблема в том, что виновные лица, даже если они установлены, нельзя привлечь к суду в России из-за накалившейся политической обстановки между нашими странами», — рассказал господин Левченко.

 

Анна Скокова полагает, что большинство звонков осуществляется с целью вымогательства денег. «К сожалению, нельзя исключать возможность, что за некоторыми группами злоумышленников могут стоять реальные террористические организации, которые добиваются превращения эвакуаций торговых центров в рутину, и как следствие, ослабления бдительности. Кроме того, в течение года бывали случаи, когда в один вечер необходимо было эвакуировать сразу шесть или восемь ТРК. В таких условиях у полиции элементарно не хватает сотрудников для оперативного реагирования на все случаи, что снижает качество работы правоохранительных органов по выявлению реальной угрозы безопасности», — предупреждает госпожа Скокова.

 

Владимир Княжицкий, генеральный директор ГК «Фаст Лейн» в России и СНГ, считает, что звонки о минировании ТРЦ как форма телефонного терроризма — это болезнь, причем даже не столько конкретного человека, сколько общества. По его словам, чтобы минимизировать риск угрозы, необходимо повышать уровень сознательности граждан, в том числе с помощью показательных расследований тех дел и преступников, которых удалось поймать, и демонстрировать, что наказание будет жестким.

 

Апгрейд систем безопасности

 

После массовых звонков о лжеминированиях собственники торговых центров задумались об усилении мер безопасности на своих объектах.

 

Максим Левченко поведал, что после серии звонков о ложных минированиях компания дополнительно закупила мобильные металлоискатели, провела инструктаж с охраной, а также приобрела спецсредства для накрывания подозрительных предметов до приезда оперативных служб.

 

В администрации ТРЦ «Питерлэнд» рассказали, что, помимо стандартных мер безопасности, в экстренных случаях в комплексе запускается система голосового и визуального оповещения. «»Питерлэнд» — один из немногих комплексов, который имеет медиафасад в атриуме, именно на него в подобных случаях выводится информация об эвакуации. Совмещение аудио- и видеооповещения важно для людей с ограниченными возможностями, так как в ТРЦ располагается проект «Мир на ощупь», где работают незрячие люди», — пояснили в администрации центра.

 

«Любой торговый центр — это объект пристального внимания всех возможных служб. Собственник и управляющая компания всегда заинтересованы, чтобы не было претензий со стороны любых регулирующих и контролирующих органов. И чем больше торговый центр, тем строже. Чего стоит, например, одно пожарное согласование торгового оборудования новым арендатором. Типовой арендный договор с большим ТЦ — это стопка листов толщиной с два айфона», — комментирует Андрей Волков, руководитель nostrategy.ru.

 

Анна Скокова отмечает, что у торговых центров довольно ограниченные возможности в плане обеспечения безопасности. «Они могут усилить охрану, проводить разъяснительную беседу с персоналом магазинов с целью выявления подозрительных лиц. Все торговые центры оборудованы камерами наблюдения. Но из-за большого потока людей такая работа малоэффективна. А при заведомом отсутствии опасности минирования и вовсе не приносит никакой пользы», — сетует эксперт.

 

Дилявер Меметов считает, что сделать торговые центры еще более безопасными можно в том случае, если покупатели согласятся отстаивать многочасовые очереди на вход, что маловероятно.